Внедрение системы энергоменеджмента
Система энергетического менеджмента (далее – СЭМ) – это комплекс взаимоувязанных друг с другом и взаимодействующих между собой структурных элементов организации, опирающихся на сформулированные организацией энергетическую политику, цели и задачи деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также механизм (специальные процессы и процедуры), позволяющий достигать поставленных целей.
СЭМ представляет собой комплексный инструмент, позволяющий организации любого типа и размера независимо от условий географического, культурного или социального характера разработать системы и процессы, необходимые для улучшения энергетической результативности, включая энергетическую продуктивность (КПД по энергии), использование и потребление энергии.
Энергетический менеджмент целесообразно рассматривать как совокупность управленческих методов повышения энергоэффективности организации, в отличие от инженерных, технических, технологических и прочих. Выделяя управленческие (организационные, административные) способы влияния на энергетическую эффективность, следует понимать определенную условность такого деления. Очевидно, что лишь совокупность различных мер – как управленческих, так и следующих за ними технических, – индивидуально подобранная для каждого конкретного случая, даст оптимальный результат. Сами по себе инженерные решения и технические инновации также приведут к более эффективному использованию энергетических ресурсов, однако именно их подчинение выстроенной в организации управленческой системе сделает устойчивым как процесс повышения энергоэффективности, так и в целом функционирование самой организации.
Не раз отмечалось, насколько огромен и одновременно недорог в реализации организационный потенциал энергосбережения. Так, например, анализ, принятой в Свердловской области Региональной программы повышения энергоэффективности, показал, что эффект от реализации организационных мероприятий и внедрения системы энергоменеджмента в 1,9 раза выше, чем в среднем по всем мероприятиям программы, и в 2,2 раза выше, чем от технических и технологических мер.
Целями внедрения СЭМ являются:
• обеспечение интеграции деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в общую структуру;
• обеспечение более эффективного использования энергетических ресурсов;
• улучшение сравнительного анализа, документирования и отчетности;
• сокращение производственных отходов;
• прозрачность и обмен знаниями в области управления энергоресурсами;
• стимулирование внедрения инноваций, оценка и назначение приоритетов при внедрении новых энергоэффективных технологий.
СЭМ дает возможность:
• определить состояние системы учёта энергетических ресурсов с разработкой плана по её модернизации;
• увидеть распределение энергоресурсов внутри организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении;
• провести анализ схем энергоснабжения с разработкой мероприятий по их модернизации;
• осуществлять эксплуатацию эффективного, современного и надёжного энергетического оборудования;
• получить механизм решения проблем, связанных с неэффективным или нерациональным использованием энергоресурсов;
• получить дополнительные статьи стабильного дохода;
• сократить общий объем затрат на энергетические ресурсы;
• определить состояние энергетического хозяйства и технических систем в цифрах с разработанным планом модернизации на инвестиционной основе;
• участвовать в разработке планов оптимизации систем энергоснабжения;
• привести обязательные документы, касающиеся энергетического хозяйства, в соответствие с действующими нормами, правилами, стандартами;
• получить прозрачную задокументированную систему области использования СЭМ;
• четко распределить ответственность сотрудников организации на всех уровнях;
• создать современный механизм управления процессами энергосбережения в организации.
Методология СЭМ основана на замкнутом цикле постоянного улучшения Деминга[1], включающем в себя четыре этапа: планирование, исполнение, проверка и корректировка – «Делайте – Проверяйте – Действуйте» (так называемый цикл PDCA «Plan – Do – Check – Ac t» Деминга).
Этап планирования предусматривает проведение энергетического обследования (диагностического аудита энергопотребления), анализ полученных данных, расчет исходных (базовых) показателей потребления организацией энергетических ресурсов, выявление областей существенного потребления энергии (энергоемких процессов) и других энергетических характеристик, формулирование целей и задач в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и разработку программы мероприятий, необходимых для улучшения энергетических характеристик в соответствии с энергетической политикой организации.
На этапе исполнения происходит реализация намеченных мероприятий.
Этап проверки предполагает мониторинг (включая измерения) процессов и ключевых характеристик деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сопоставлении с энергетической политикой, целями и задачами, выявление и документирование несоответствий (невыполнения требований) и составление отчетов о полученных результатах.
Этап корректировки предусматривает анализ результатов реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и устранение причин несоответствия, а не просто коррекцию планов. После этого цикл, направленный на постоянное повышение энергетической эффективности организации и улучшение СЭМ, повторяется.
Реализация каждого этапа также осуществляется на основе методологии цикла PDCA и включает в себя этапы планирования, исполнения, мониторинга результатов и корректировки. Этим обеспечивается единство процедур и требований, адаптивное управление на основе быстрой обратной связи и возможность сквозного документирования процессов, что существенно повышает эффективность деятельности.
Применение цикла PDCA в системе энергетического менеджмента
Разработка СЭМ начинается с первого основополагающего момента: разработки и утверждения энергетической политики организации. Энергетическая политика – официальное заявление высшего руководства организации об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении энергетической результативности. Энергетическая политика должна быть доведена до каждого сотрудника организации.
Второй основополагающий момент — формирование высшим руководством общих контуров СЭМ: определение границ применения СЭМ, назначение своего представителя по СЭМ, создание рабочей группы по СЭМ.
Третьим основополагающим моментом является проведение энергетического аудита, выявление проблемных областей в потреблении энергетических ресурсов, определение и утверждение базовой линии – фактического состояния процессов, связанных с энергетическими ресурсами, в определенный момент времени. Базовая линия необходима для оценки результативности деятельности в области энергосбережения.
Четвертый основополагающий момент – составление и реализация планов мероприятий, направленных на повышение энергетической и энергетической эффективности организации, решение вопросов, связанных с выявленными проблемными областями потребления энергетических ресурсов, формирование системы, направленную на постоянное улучшение показателей энергоэффективности.
Пятым основополагающим моментом является заинтересованное участие высшего руководства в контроле и анализе результатов деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, деятельности СЭМ, принятии решения, направленных на развитие СЭМ и деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целом.
В практическом плане энергетический менеджмент предусматривает ряд функций, выполнение которых дает объективную информацию об основных потребителях топлива и энергии, энергоэффективности различных процессов и отдельных видов продукции, резервах снижения энергопотребления.
Ключевые направления внедрения СЭМ в организации
• Институциональные изменения. Прежде всего, необходимо соответствующим образом изменить структуру управления организацией в зависимости от ее размера и сложности. Для этого следует назначить ответственных за эту работу, наделив их полномочиями и предоставив ресурсы. Целесообразно, при наличии ресурсов, создание на этапе планирования рабочей группы, которая должна координировать деятельность различных подразделений (производственных, финансовых, коммерческих и проч.), разработать необходимые процедуры, описать их регламентирующими документами. Также обязательным элементом является назначение специального представителя из числа высшего руководства, который обеспечивает необходимую организационную и административную поддержку деятельности по внедрению СЭМ и осуществляет контроль.
• Обучение персонала. О приоритете энергоэффективности необходимо соответствующим образом проинформировать как высшее руководство, так и руководителей среднего звена и рядовых сотрудников. В результате каждый сотрудник должен четко понять, как это отразится на его должностных обязанностях, в какие сроки и что он должен будет делать. Такое информирование – мера не одноразовая. От первого объявления о разворачивании работы по повышению энергоэффективности до отлаженного механизма и прозрачности в функциях и ответственности может пройти весьма значительное время, в течение которого необходимо будет проводить обучение и тренинги, разрабатывать инструкции и положения. Скорее всего, в первую очередь потребуется обучение, которое можно провести собственными силами, – о необходимости и экономическом эффекте энергосбережения, о плане работы для этого и ожидаемых результатах. На следующем этапе, когда работа развернется в отдельных подразделениях, возникнет потребность в более узкоспециализированных знаниях, например, по использованию нового оборудования, эксплуатации приборов учета и регулирования, применению новых технологий и т.д. К реализации такого обучения, конечно, разумно привлечь профессионалов со стороны.
• Стимулирование. Логичным продолжением работы с персоналом является использование мотивационных и стимулирующих мер и даже механизмов для сотрудников и подразделений, добившихся лучших результатов в экономии энергетических ресурсов. В бюджетных организациях новое законодательство предусматривает возможность направления сэкономленных средств на цели премирования работников, способствовавших такой экономии.
• Обязательное энергетическое обследование. Чтобы составленный и заполненный по результатам обследования энергетический паспорт не стал формальным документом, важно обеспечить его реальное наполнение, а именно: должны быть выяснены области, где находится основной потенциал энергосбережения организации, предложены рекомендации по его реализации. Энергетический паспорт должен содержать не типовые рекомендации, которые можно встретить на профильных сайтах, а индивидуальные, соответствующие конкретным условиям предприятия.
Объектами энергообследования должны стать как здания, так и системы (например, в случае наличия собственной котельной), и технологические процессы. Именно энергоаудит покажет истинную картину происходящего в сфере потребления энергоресурсов.
Форма энергетического паспорта организации типовая и утверждается нормативно, однако заказчик вправе наравне с энергопаспортом попросить энергоаудитора представить выявленные сведения в форме энергетического баланса и в других подходящих по ситуации формах.
Согласно законодательству, проводить энергетический аудит вправе только компания, состоящая в одной из саморегулируемых организаций энергоаудиторов (такая система пришла на смену лицензированию деятельности в этой сфере и призвана гарантировать качество предоставляемой услуги). Энергетическое обследование должно включать и аудит договоров с поставщиками энергетических ресурсов, поскольку там есть резервы оптимизации.
Когда практика энергосервисных контрактов получит более широкое развитие в России, аудитор будет еще жестче отвечать за свои рекомендации.
• Установка приборов учета. Как показывает практика, только сам факт мониторинга расхода энергии и затрат на нее дает снижение энергопотребления за счет поведенческих и психологических аспектов. Если же к учету расхода энергии добавить ее регулирование, эффект значительно увеличивается. Установка приборов учета не только технологическая мера, она также требует обучение персонала, а в ряде случаев и управленческой перестройки административных, бухгалтерских процессов. Кроме того, автоматизация в данном случае даст богатейший материал для анализа и выработке рекомендаций по снижению энергопотребления.
Таким образом, внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии, выстроенной под его конкретные нужды и условия (в отличие от проведения отдельных организационных и/или технических мероприятий), позволит получить мультипликативный эффект, т.е. не просто решать сиюминутные задачи, а в дальнейшем получать оперативную и адекватную информацию от всех задействованных подразделений (по горизонтали) и уровней управления предприятием (по вертикали) на изменяющиеся внешние и внутренние условия.
В то же время финансовые затраты на внедрение СЭМ обычно не столь высоки, как для реализации инженерно-технических мероприятий. Часто эксперты предлагают рассматривать эти вложенные средства не как расходы, а как инвестиции. Больше для успеха в данном случае востребованы другие – административные и интеллектуальные ресурсы, мотивация и организация процесса.
Целью внедрения СЭМ является повышение устойчивости организации (в том числе финансовой), улучшение ее конкурентных позиций как через снижение затрат, так и через повышение эффективности управления в целом, а именно:
• появление нового сектора управления организацией – управления потреблением энергии;
• вовлечение в этот процесс руководителей подразделений, традиционно не задействованных в решении энергетических задач организации;
• создание путем регламентов, стандартов и документированных процедур такой системы управления потреблением энергии и затратами в организации, которая обеспечит принятие оперативных управленческих решений в быстро меняющихся условиях.
Нормативно-правовая база
- ГОСТ Р ИСО 50001-2012 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению
- Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2012 г. № 309. Об организации работы в министерстве образования и науки РФ по реализации федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации
- Постановление Правительства РФ от 05 сентября 2011 г. №746 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».