информационно-образовательный
портал
войти

Новости проекта

3.03.2014

Информация о проекте

 

10 декабря 2013 года Министерство энергетики Российской Федерации подвело итоги открытого конкурса на оказание образовательных услуг по повышению квалификации представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также лиц ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы.

Конкурс проводился в рамках реализации подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 512 – р.

 

Ответы на часто задаваемые вопросы:

 

Вопрос: Кто принимал участие в конкурсе Минэнерго?

В конкурсе приняли участие ведущие российские вузы: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский государственный строительный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Национальный исследовательский университет «ТГУ», Новосибирский государственный технологический университет, Забайкальский государственный университет, Сибирский государственный университет, Российское энергетическое агентство и др.

 

Вопрос: Какие вузы стали победителями открытого конкурса?

По результатам конкурса были определены следующие победители:

  • Центральный Федеральный округ - Российское энергетическое агентство;

  • Уральский, Приволжский и Северо-Кавказский Федеральные округа – НИТУ «МИСиС»;

  • Сибирский Федеральный округ - НИУ Томский государственный Университет;

  • Северо-западный, Южный и Дальневосточный Федеральные округа - Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

 

Вопрос: Пожалуйста, дайте краткую информацию о победителях открытого конкурса

ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России создано в декабре 2009 года с целью организации содействия повышению эффективности государственной политики в области энергоэффективности и энергосбережения, создания единой площадки для взаимодействия всех участников рынка и содействия повышению инвестиционной привлекательности электроэнергетики. РЭА обеспечивает реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и государственных мероприятий в области энергоэффективности, инновационной энергетики, возобновляемых источников энергии (ВИЭ), является центром обмена информации, мониторинга, обучения, координации и стимулирования проектов в области энергоэффективности, возобновляемых источников энергии и инноваций в ТЭК.

По условиям конкурса Российское энергетическое агентство должно организовать повышение квалификации для 8 876 человек в течение 2014 года.

НИТУ «МИСиС» ведет свою историю с 1930 года - даты создания Московского института стали и сплавов. Сегодня НИТУ «МИСиС» - ведущий вуз страны по подготовке инженерных и научных кадров в области металлургии и материаловедения; производства и обработки металлов, композиционных, порошковых, сверхпроводящих и полупроводниковых материалов; разработки перспективных материалов и технологий; ресурсосбережения и экологии; сертификации и управления качеством; экономики и управления; информатики и АСУ. 

В 2013 году НИТУ «МИСиС» вошел в 15 лучших российских вузов, претендующих на вхождение в 100 ведущих мировых университетов по основным международным рейтингам (THE или QS).

НИТУ «МИСиС» имеет достаточно большой опыт в реализации подобных проектов. Уже не первый год в университете реализуется программа повышения квалификации «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности», действует научно-образовательный Центр энергоэффективности, где изучаются передовые технологии в области энергосбережения, постоянно проводятся форумы и конференции по соответствующей тематике, налажена связь с ведущими мировыми образовательными центрами.

В течение 2014 года НИТУ «МИСиС» должен повысить квалификацию 11 118 чел.

НИУ Томский государственный университет, основанный в 1878 году, сегодня – один из ведущих классических университетов исследовательского типа, признанный центр науки, образования и инноваций. ТГУ является ведущим центром разработки и реализации образовательных и научно-производственных программ для предприятий геологической и нефтегазовой отрасли Томской области.

Томский государственный университет вошел в десятку лучших вузов Национального рейтинга университетов России, который составляется ИА «Интерфакс» при поддержке Министерства образования и науки РФ. ТГУ занимает 2-е место (после МГУ) в российском и 465-е место в общемировом (среди 20 000 вузов) списке.

По условиям конкурса в 2014 году Томский государственный университет должен организовать повышение квалификации для 5457 специалистов из 12 регионов Сибири.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГУ), созданный в 2012 году в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭКа) и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОНа). Сегодня СПбГУ является ведущим экономическим вузом России и крупнейшим университетом страны, который обеспечивает достижение высочайших стандартов экономического образования, конкурентоспособного не только на федеральном, но и на международном уровне. Важнейшей задачей для университета является подготовка кадров для инновационной экономики Северо-Запада и всей России. В течение 2014 года университет должен повысить квалификацию в области энергосбережения 6299 человек

 

Вопрос: Сколько человек должно пройти повышение квалификации в рамках открытого конкурса Минэнерго?

В целом по всем округам в течение 2014 года должны пройти повышение квалификации по энергосбережению и энергоэффективности - 31 750 человек.

Вопрос: Есть ли необходимость в повышении квалификации по данной программе, если обучение в предыдущие годы уже проводилось?

Прохождение обучения в предыдущие годы не является препятствием для повторного обучения с учетом существенно изменившихся задач и содержания курса.

 

Вопрос: За счет, каких средств будет осуществляться финансирование процесса обучения?

Финансирование организации обучения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

За свой счет слушатели оплачивают проживание, проездные и иные расходы.

 

Вопрос: Представители, каких субъектов смогут пройти повышение квалификации по энергосбережению и энергоэффективности?

Повышение квалификации будет реализовано для представителей всех субъектов Российской Федерации.

 

Вопрос: Когда планируется начало занятий?

Начало занятий планируется с первой декады марта 2014 года.

 

Вопрос: Где будет проходить обучение?

Обучение будет проведено на базе ведущих образовательных организаций следующих городов: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Пятигорск, Новосибирск, Хабаровск и др.

 

Вопрос: На кого рассчитано обучение?

В соответствии с техническим заданием обучение пройдут представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (группа А), а также представители организаций и учреждений бюджетной сферы, ответственные за энергосбережение и повышение энергетической эффективности (группа Б).

Исходя из одобренных инициатив по вовлечению в систему управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности отраслевых органов власти и управления Минэнерго России считает целесообразным, чтобы повышение квалификации в обязательном порядке прошли представители отраслевых органов исполнительной власти по основным наиболее энергоемким направлениям (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство, добыча и переработка полезных ископаемых, бюджетная сфера (здравоохранение, социальное обеспечение, образование) и т.п.

 

Вопрос: По каким направлениям будет проходить обучение?

Обучение будет проходить по двум направлениям:

Для группы А - «Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Для группы Б - «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Для каждого направления разработаны Учебно-методические комплексы: УМК 1 (группа А) и УМК 2 (группа Б).

 

Вопрос: Какой раздаточный и методический материал получат слушатели в процессе обучения?

В процессе обучения слушатели получат:

  • презентации лекций;

  • методические указания по реализации программы для группы А - «Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

  • методические указания по реализации программы для группы Б - «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

  • рабочую тетрадь для выполнения практических заданий;

  • методические рекомендации по пропаганде и популяризации энергосбережения среди населения в регионах;

  • сборник с обзором передового отечественного и зарубежного опыта энергосбережения и повышения энергоэффективности;

  • методические указания по оценке энергосберегающих мероприятий.

 

Вопрос: Расскажите краткое содержание программы УМК 1 (группа А)

Краткое содержание программы УМК 1 (группа А) представлено в таблице:

Направление обучения

Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Цель обучения

Повышение квалификации представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей организаций и учреждений бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в части приобретения ими компетенций, необходимых для реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения качества управления энергоэффективностью на федеральном и региональном уровне.

Категория обучаемых

Представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ответственные за энергосбережение и повышение энергетической эффективности:

  • руководители федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти и их заместители по основным, наиболее энергоемким, направлениям: промышленность, транспорт, сельское хозяйство, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство, добыча и переработка полезных ископаемых, бюджетная сфера (здравоохранение, социальное обеспечение, образование);

  • руководители структурных подразделений региональных исполнительных органов власти и их заместители;

  • руководители специализированных учреждений и организаций, которые участвуют в формировании и реализации государственной политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

руководители отраслевых органов исполнительной власти по основным наиболее энергоемким направлениям: промышленность, транспорт, сельское хозяйство, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство, добыча и переработка полезных ископаемых, бюджетная сфера (здравоохранение, социальное обеспечение, образование).

Объем

32 академических часа

Форма обучения

Очная, с отрывом от работы

Перечень разделов и тем

 

Раздел 1. Ознакомление с лучшими практиками в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая международный опыт в данной области

Тема 1.1. Историческая практика и международный опыт энергосбережения

Раздел 2. Государственная политика и управление в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Критерии эффективности, индикаторы и целевые показатели

Тема 2.1. Основные положения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Тема 2.2. Действующая модель управления энергоэффективностью на федеральном и региональном уровне

Тема 2.3. Потенциал энергосбережения России в отраслевом и сценарном разрезах

Тема 2.4. Наилучшие доступные и перспективные энергосберегающие технологии (НДТ)

Раздел 3. Актуальные инициативы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в проблемных и дискуссионных вопросах. Региональная политика, ее возможности и роль

Тема 3.1. Основные проблемы, тормозящие эффективную реализацию программ энергосбережения

Раздел 4. Разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также мер по стимулированию энергосбережения на региональном и муниципальном уровне

Тема 4.1. Целевая модель управления энергоэффективностью на федеральном и региональном уровнях

Тема 4.2. Современные модели управления энергоэффективностью в регионе с учетом отраслевой специфики и методам привлечения инвестиций

Раздел 5. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и пропаганда энергосбережения

Тема 5.1. Формирование государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Пропаганда и популяризация энергосбережения.

Раздел 6. Методы расчета эффективности использования бюджетных средств, привлекаемых для реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Тема 6.1. Методики расчета эффективности использования бюджетных средств, привлекаемых для реализации энергосберегающих программ, в контексте методики оценки эффективности государственных программ в области энергосбережения

Раздел 7. Меры государственного контроля в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Тема 7.1. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Тема 7.2. Задачи и план внедрения изменений в системе управления энергоэффективностью на региональном уровне

Виды учебных занятий

По каждому из тематических модулей программы предусмотрены: лекции, практические и семинарские занятия с использованием интерактивных методик (кейс-стади, деловых игр, круглых столов), а также индивидуальные консультации и методическая помощь слушателям.

Обучение слушателей группы «А» по Программе повышения квалификации (УМК 1) в объеме 32 ак. часов будет построено по модульному принципу.

Программа состоит из двух модулей по 16 часов – очных занятий с привлечением ведущих российских специалистов и экспертов в области ресурсосбережения, а также руководителей профильных органов исполнительной власти, участвующих в разработке государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Второй модуль полностью или частично может быть заменен дистанционным обучением и выездными занятиями, предполагающими участие слушателей в профильных мероприятиях (научно-практических конференциях, форумах, конгрессах и др.) в качестве докладчика или модератора круглого стола. Это позволит закрепить на практике полученный материал и подтвердить способность по использованию полученных в ходе обучения знаний и навыков.

Лучшие практики слушателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности будут размещены в электронном сборнике на сайте Минэнерго.

Форма аттестации и контроля знаний

Зачет по результатам участия в занятиях и тестированию

 

Вопрос: Расскажите краткое содержание программы УМК 2 (группа Б)

Краткое содержание программы УМК 2 (группа Б) представлено в таблице:

Направление обучения

Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Цель обучения

Формирование в организациях и учреждениях бюджетной сферы Российской Федерации кадрового состава, способного к реализации задач государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Категория обучаемых

Представители организаций и учреждений бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности:

  • лица сводного органа, который реализует программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе отраслевые специалисты (в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения и пр.);

  • муниципальные служащие, сотрудники организаций бюджетной сферы независимо от организационно-правовой формы (учреждения, фонды и т.п.);

  • работники коммерческих организаций, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

Объем

144 академических часа

Форма обучения

очная, с отрывом от работы , с использованием систем дистанционного обучения

Перечень разделов и тем

 

Раздел 1.Утвержденные и перспективные меры государственной политики в области энергосбережения и соответствующие им инструменты, их целевое назначение, практика применения, критерии и условия эффективности

Тема 1.1. Основные положения Государственной программы и инструменты государственной политики в области энергосбережения и энергетической эффективности

Тема 1.2. Результаты реализации региональных программ в области энергосбережения и энергетической эффективности и оценка их эффективности

Раздел 2. Системы энергоменеджмента. Энергосервисная деятельность

Тема 2.1. Система энергетического менеджмента и организационные меры энергосбережения

Тема 2.2. Энергосервисная деятельность. Организация финансирования проектов в области энергосбережения

Раздел 3. Энергетическое обследование (энергоаудит), подготовка и оформление энергетического паспорта организации

Тема 3.1. Процедура проведения энергетического обследования

Тема 3.2. Основные этапы проведения энергетического обследования. Переход от энергопаспортов к энергодекларациям.

Раздел 4. Пропаганда и популяризация энергосбережения

Тема 4.1. Государственные инициативы в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Раздел 5. Особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе организация разработки схем теплоснабжения

Тема 5.1. Внебюджетное инвестирование в энергосбережение и современные модели управления энергоэффективностью в ЖКХ

Тема 5.2. Особенности применения типовых и наилучших доступных и перспективных энергосберегающих технологий в различных отраслях и сферах деятельности

Тема 5.3. Экономия расходования ресурсов и снижение тепловых потерь. Учет и регулирование потребления энергоресурсов и воды в сфере ЖКХ.

Раздел 6. Существующие технологии в области энергоэффективного освещения

Тема 6.1. Сравнительный анализ источников искусственного освещения и методы расчета осветительных установок

Тема 6.2. Правовое регулирование в сфере повышения энергоэффективности в системах освещения

Раздел 7. Меры государственного контроля в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Тема 7.1. Цели и задачи правового регулирования в сфере мониторинга и госконтроля энергосбережения и повышения энергоэффективности

Раздел 8. Типовые технологии энергосбережения для зданий и сооружений

Тема 8.1. Наилучшие доступные технологии в области энергосбережения для зданий и сооружений

Виды учебных занятий

По каждому из тематических модулей программы предусмотрены: лекции, практические и семинарские занятия с использованием интерактивных методик (кейс-стади, деловых игр, круглых столов), а также индивидуальные консультации и методическая помощь слушателям.

Обучение слушателей группы «Б» по Программе повышения квалификации (УМК 2), проводимое в объеме 144 академических часов, построено по модульному принципу и состоит из трех модулей:

- первый модуль в объеме 24 академических часов, очный. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров.

- второй модуль в объеме 96 академических часов, очный, включающий выполнение практических занятий с учетом специфики каждого региона, а также направления деятельности бюджетных учреждений по разработке или корректировке программ энергосбережения и повышения энергоэффективности муниципальных образований и бюджетных учреждений. Для формирования второго модуля необходимо знание специфики каждого субъекта РФ, а также бюджетных организаций по направлениям деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Состав занятий в рамках второго модуля должен учитывать специфику деятельности и потребности основных групп слушателей.

- третий модуль в объеме 24 академических часов, очный (занятия - семинары, круглые столы), включающий защиту слушателями разработанных документов в процессе обучения в рамках второго модуля.

Форма аттестации и контроля знаний

Разработка и защита конкретных проектов по направлениям деятельности бюджетных учреждений, связанных с решением задач энергосбережения и повышения энергоэффективности

 

Вопрос: Будет ли обновляться УМК в процессе обучения?

В целях оперативного учета актуальных изменений и инициатив государственной политики в области энергосбережения планируется ежеквартально проводить обновление УМК.

 

Вопрос: Какие активные методы будут использованы в процессе обучения?

 

Организация учебного процесса предусматривает использование активных методов обучения (деловых игр, кейсов, «круглых столов») и электронное обучение, которые предусматривают применение аудиовизуальных средств, видеотехники, мультимедийных обучающих систем, Интернет-ресурсов и др.

 

Вопрос: Какие инструменты электронного обучения будут использованы при реализации программы повышения квалификации?

При реализации программы будут задействованы следующие инструменты электронного обучения:

Портал – виртуальная образовательная среда, предназначенная для информационного сопровождения и организации образовательного процесса. Использование технологии образовательного портала дает возможность развития перспективных обучающих систем, которые позволяют адаптировать образовательный процесс под каждого обучаемого с учетом его индивидуальной траектории обучения.

Программа обучения (график обучения) – набор модулей, состоящих из электронных учебных курсов (далее – ЭУК) по различным дисциплинам. Данные программы обучения будут предназначены для поддержки проведения обучения при помощи системы дистанционного обучения.

Дистанционный курс – программа обучения с использованием системы дистанционного обучения (СДО), компьютерное тестирование, инструменты виртуального общения (опросы и др.) и on-line общения (вебинары), дополнительные материалы в электронном виде (файлы для скачивания, интернет-страницы в СДО).

Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет.

Форум – асинхронный тип коммуникаций слушателей, преподавателей и экспертов-преподавателей.

 

Вопрос: Будут ли привлечены к обучению консультанты?

При использовании дистанционных образовательных технологий к процессу обучения будет привлечена группа консультантов (экспертов, тьюторов и технических специалистов) для обеспечения методического, организационного и технологического сопровождения слушателей.

Консультанты будут обеспечивать возможность проведения следующих коммуникационных мероприятий:

  • асинхронных – обмен сообщениями проходит в произвольное время (электронная почта, форумы и т.п.);

  • синхронных – обмен сообщениями происходит в режиме реального времени в промежутке с 10.00 (не позднее) до 18.00 (не ранее) по местному времени обучения слушателя (вебинар: видео, аудио конференции, чат и т.п.).

Объем занятий на основе электронных технологий будет составлять не более 25% от общего числа часов в модулях 2 и 3 для каждой образовательной площадки и не более 50% для каждого слушателя.

 

Вопрос: Будет ли осуществляться информационная поддержка образовательного процесса?

Согласно требованиям технического задания к государственным контрактам информационная поддержка образовательного процесса будет осуществляться исполнителями путем размещения на своем сайте следующей минимальной информации:

- учебной программы;

- расписания занятий;

- место нахождения (адреса) образовательных площадок, режима их работы и порядка доступа;

- контактных лица исполнителей и их контактов.

Исполнитель обязан обеспечить доведение сведений о местонахождении страницы в сети Интернет и режиме доступа к ней до всех слушателей.

 

Вопрос: Для каких районов наиболее актуально применение электронного обучения?

Применение электронного обучения особенно актуально для слушателей, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах (республика Адыгея, Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и др.).

 

Вопрос: Как будет обеспечиваться контроль за реализацией образовательной программы?

Для обеспечения оперативного (текущего) контроля за качеством оказываемых услуг в процессе обучения со всех образовательных площадок будет проводиться видеотрансляция в режиме онлайн с обеспечением возможности просмотра Заказчиком.

 

Вопрос: Какие знания получат слушатели в рамках реализации программы?

В рамках повышения квалификации слушатели получат знания о последних изменениях в законодательстве РФ и основных приоритетах в государственной политике энергосбережения и энергоэффективности, приобретут опыт, наработанный в разных регионах РФ и за рубежом в этой области, узнают о новых тенденциях и передовых технологиях и получат практические навыки управления программами энергосбережения на уровне территориальных образований.

Повышение квалификации лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы позволит активизировать работу в этом направлении и максимально использовать все возможности для реализации основных положений Федерального и региональных законов об энергосбережении и формирования энергосберегающего образа жизни.

Все материалы, полученные в ходе реализации образовательной программы, будут размещены на сайте Минэнерго России.

Вопрос: Какие документы получат слушатели после окончания обучения?

По результатам успешного прохождения обучения Слушателям будут выданы документы о повышении квалификации, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании. К таким документам относится удостоверение о повышении квалификации.

 

По всем вопросам можно обращаться по следующим контактам:

Электронная почта: energy@misis.ru

Телефон: +7-926-819-91-62, +7-915-081-73-64

 

 

 

Комментарии

чтобы оставить комментарий, войдите в систему
Счетчик посещаемости и статистика сайта