информационно-образовательный
портал
войти

Новости проекта

1.03.2014

Образовательная программа УМК - 1

ПРОГРАММА

Повышения квалификации

«Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

1.      Цели обучения

            Повышение квалификации представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей организаций и учреждений бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в части приобретения ими компетенций, необходимых для реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения качества управления энергоэффективностью на федеральном и региональном уровне.

2.      Целевая группа

Должностные лица, ответственные за разработку и результаты реализации государственной политики, в т.ч. региональной. Это:

  • руководители федеральных, региональных органов исполнительной власти и их заместители;
  • руководители структурных подразделений региональных исполнительных органов власти и их заместители;
  • руководители специализированных учреждений и организаций, которые участвуют в формировании и реализации государственной политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • руководители отраслевых органов исполнительной власти по основным наиболее энергоемким направлениям: промышленность, транспорт, сельское хозяйство, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство, добыча и переработка полезных ископаемых, бюджетная сфера (здравоохранение, социальное обеспечение, образование).

 

3.      Ожидаемые результаты программы

В результате обучения слушатели должны:

  • приобрести теоретические и практические навыки на своем уровне управления внедрения актуальных инициатив  государственной политики в области энергосбережения и повышении энергоэффективности в установленный срок;
  • уметь  корректировать региональные и муниципальные программы в части энергосбережения и энергоэффективности на основе полученных знаний;
  • уметь публично освещать вопросы в области энергосбережения и энергоэффективности  на профильных мероприятиях;
  • уметь представлять результаты достижения целевых показателей энергоэффективности на профильных мероприятиях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

4.      Объем обучения и виды учебной работы (акад. час)

Общая продолжительность программы - 32 акад. часа, в т.ч.:

  • лекции и практические занятия – 16 часов (модуль 1);
  • выездные занятия, предполагающих участие в профильных мероприятиях (научно-практических конференциях, форумах, конгрессах и др. в качестве докладчика или модератора круглого стола) и подготовку к ним – 16 часов (модуль 2).

5.      Содержание учебной программы (модуль 1)

 

Разделы и темы занятий

Краткое содержание

Объем, ак. час

Раздел 1. Ознакомление с лучшими практиками в  области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая международный опыт в данной области

2

Тема 1.1. Историческая практика и

международный опыт энергосбережения

-  Исторические циклы внимания к

энергосбережению и энергоэффективности;

-  Влияние уровня цен на энергоресурсы на энергоэффективность;

-  Энергосбержение: мифы и реальность

-  Техническое регулирование – международный опыт;

-  Пять глобальных моделей повышения энергоэффективности на примере Китая, США, ЕС, Норвегии, Японии;

-  Сравнительная характеристика энергоемкости экономики России с показателями зарубежных стран

 

Раздел 2. Государственная политика и управление в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Критерии эффективности, индикаторы и целевые показатели

4

Тема 2.1. Основные положения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 

 

 

 

 

 

- Цели и задачи государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, целесообразность её обновления;

-  Ключевые положения государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г. (в действующей редакции). Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» (от 3.04.13г. N 512-р);

 

Тема 2.2. Действующая модель управления энергоэффективностью на федеральном и региональном уровне

- Управление государственной программой на федеральном уровне – законодательная база, подзаконные акты, мероприятия, механизмы

- Целевые значения и структура индикаторов энергоемкости экономики, утвержденные государственной программой;

- Управление государственной программой на региональном уровне

Тема 2.3. Потенциал энергосбережения России в отраслевом и сценарном разрезах

-  Анализ динамики энергоэффективности  России за последние годы;

-  Вклад отраслей экономики РФ в общий показатель энергоемкости ВВП;

-  Потенциал энергосбережения до 2020 года в  разрезе отраслей

- Потенциал энергосбережения в зависимости от 3-х сценариев развития: консервативного, инерционного, инновационного;

Тема 2.4. Наилучшие доступные и перспективные энергосберегающие технологии (НДТ)

- Наилучшие доступные технологии в разных отраслях экономики;

- Инновационный сценарий и регуляторные меры

- Потребность в инвестициях, необходимых для достижения целевых индикаторов в различных сценариях;

Раздел 3. Актуальные инициативы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в проблемных и дискуссионных вопросах. Региональная политика, ее возможности и роль

2

Тема 3.1. Основные проблемы, тормозящие эффективную реализацию программ энергосбережения

- Результаты реализации программы энергосбережения в 2011-2012 гг. и оценка эффективности работы;

- Результаты реализации региональных программ в 2011-2012 гг. и оценка эффективности работы;

- Проблемы, тормозящие реализацию программ энергосбережения:

- Макроэкономические: прогноз экономического роста, уровень цен на энергию, износ и темпы обновления основных фондов, недостаточность финансирования и пр.;

- Проблемы государственного регулирования;

- Неразвитость институциональной среды;

- Проблемы организации статистического наблюдения, создания государственных информационных систем;

- Прочие проблемы

 

Раздел 4. Разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также мер по стимулированию энергосбережения на региональном и муниципальном уровне

4

Тема 4.1. Целевая модель управления энергоэффективностью на федеральном и региональном уровнях

- Целевая модель управления на федеральном уровне: совершенствование государственных отраслевых программ и дополнение сводной программы отраслевыми аспектами;

- Целевая модель управления на региональном уровне: введение в региональные отраслевые программы показателей по энергоэффектвности и дополнение сводной программы энергоэффективности отраслевыми аспектами;

- Усиление вовлечения региональных и отраслевых органов власти в решение вопросов в области; энергосбережения и энергоэффективности;

- Создание нового уполномоченного органа - регионального института развития с функцией единого ответственного за энергосбережение в регионе;

- Стимулирование привлечение частных инвестиций в энергосбережение;

- Новая система выдачи федеральных субсидий на реализацию региональных программ;

 

Тема 4.2. Современные модели управления энергоэффективностью в регионе

-Модель управления энергоэффективностью в бюджетном секторе.

Пилотный проект управляющих организаций.

- Модель управления энергоэффективностью в промышленности.

- Модель управления энергоэффективностью в энергетике.

- Модель управления энергоэффективностью в  ЖКХ.

- Критерии оценки деятельности сводного уполномоченного органа и отраслевого органа

Раздел 5. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и пропаганда энергосбережения

1

Тема 5.1. Формирование государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Пропаганда и популяризация энергосбережения.

-Создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условия её функционирования.

-Перспективы развития ГИС.

-Направления информационного обеспечения и сбора данных.

-Реформирование и усиление организации статистического наблюдения.

-Пропаганда бережливой модели.

-Создание отраслевых автоматизированных систем управления энергосбережением (АСУЭ) на примере АСУЭ Минобрнауки России.

 

 

Раздел 6. Методы расчета эффективности использования бюджетных средств, привлекаемых для реализации программ  в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1

Тема 6.1. Методики расчета эффективности использования бюджетных средств, привлекаемых для реализации энергосберегающих программ, в контексте методики оценки эффективности государственных программ в области энергосбережения

-Виды эффективности энергосберегающих проектов: коммерческая, бюджетная, экономическая, экологическая и др.

-Принципы оценки эффективности энергосберегающих проектов.

-Методики расчета эффективности бюджетных инвестиций в области энергосбережения. Методы расчета финансово-экономической эффективности инвестиционных проектов (NPV, IRR,), их  характеристика.

-Оценка рисков при реализации проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

-Методика расчета значений целевых показателей в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, используемых при разработке и реализации региональных и муниципальных программ.

 

Раздел 7. Меры государственного  контроля в  области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

2

Тема 7.1. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

-Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства по вопросам энергосбережения.

-Институты и организации, осуществляющие государственный контроль в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

-Федеральные органы исполнительной власти (федеральный государственный контроль), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль), уполномоченные на осуществление государственного контроля в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

-Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности

 

Тема 7.2. Задачи и план внедрения изменений в системе управления энергоэффективностью на региональном уровне

- Корректировка региональных отраслевых программ и сводной программы энергоэффективности

- Предложения по нормативно-правовым актам

- Новые правила составления заявок от регионов на получение федеральной субсидии;

- Освещение темы энергосбережения и энергоэффективности в регионах: программа выступлений и публикаций

- Организация контроля за обучением энергосбережению на муниципальном и ведомственном уровнях

- Подготовка и участие в форуме ENES-2014 (ноябрь 2014г.)

6.      Форма обучения

Очная, с отрывом от основной работы. Форма реализации образовательной программы  в соответствии  с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – сетевая.

7.      Сроки обучения и режим занятий

С марта по октябрь; режим обучения каждой группы - по отдельному графику

8.      Место занятий

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва, Ленинский пр. 4.

9.      Учебно-методическое обеспечение

Комплект раздаточного материала для каждого слушателя:

  • презентации лекций;
  • методические указания по освоению программы  «Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
  • нормативно-правовую базу;
  • методические рекомендации по  пропаганде и  популяризации энергосбережения среди населения в регионах;
  • сборник материалов с обзором передового отечественного и зарубежного опыта энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • методические указания по оценке энергосберегающих мероприятий региона. 

 

10.  Материально-техническое обеспечение

Проектор, экран, компьютер, флипчарт.

11.  Аттестация

Публикации по результатам выступлений на профильных мероприятиях

12.   Документ об окончании

Удостоверение о повышении квалификации.

Комментарии

чтобы оставить комментарий, войдите в систему
Счетчик посещаемости и статистика сайта